Путешествия на "Оке" по Скандинавии : : : : : : : : : : . . . . . . . . . . . . . (Швеция, Норвегия, Финляндия)
главная

Я И "ОКА"

я и "Ока"
на "Оке" по Швеции в первый раз (лето 2002 г.)
"Ока" в Швеции с осени 2003 - до лета 2004


"Ока" в Швеции с осени 2003 - до лета 2004

Здесь я повествую о моей жизни в г. Кируна с осени 2003 до лета 2004 и об изучении там шведского языка. Однажды я решил поизучать шведский язык в Швеции. Хорошее желание, но надо его воплотить. Поиски возможностей и электронная почта сделали это дело. Я буду изучать целый год в Швеции язык шведов. Ответил положительно на первое из писем - и вот, моя цель - г. Кируна, что на самом севере Швеции. Расселение - в студенческом домике .

Итак, цель поездки - город Кируна, сроки и даты ясны, средство передвижения/доставки - а/м "Ока" пронзительно-синего цвета. Как всегда перед поездкой - проверка ходовой части и прочие дела а-ля посмотреть, как же натянут ремень распредвала и пр. Проверка этого ремня распредвала заняла целый день, причём всё время, считай, было потрачено на обратную установку защитного кожуха. Оказалось, ой как нелегко это сделать! Но ладно, лампочки проверены, свечи запасные положены (ха-ха, "запасные" - никакие не запасные, а самые старые, что с завода были ещё), колёса подкачаны и всё вроде как функционирует. Небольшую неприятность доставил только дворник переднего стекла - стал тихо елозить. Вылечилось просто: снял, разобрал, вылилось со стакан воды из моторчика (!), а так вроде всё работает. Пооткрутил гайку натяга привода и вроде стало ещё лечге работать. Собрал, поставил - елозит как надо!

Намеченный на раннее утро выезд перенёс на почти обед. Потому как а какая разница-то? Итак времени около 10 утра, смотался в город, купил парочку сборников на кассетах - в дороге послушать, и около обеда выехал. Родители проводили немного по дороге на другом авто, а потом мы расстались и я поехал вперёд. Надо сказать, что машину я опять нагрузил всякими пожитками. Вид - совсем не как у отдыхающего.

Полярные Зори проехал, Кандалакшу с неулыбающимися работниками ГАИ на посту. Еду дальше. Отворот на Алакуртти и знак сразу - "Салла - столько-то (немало) до неё". Это чтоб не весело было. Потому как на знаке совсем не 15 км нарисовано. Ну а что поделать, приствистнул так тихонько, полупоглазил на часы и поехал дальше. Кассеты шуршат, музыка льётся, моторчик фырчит... чем не этакая современная идиллия?

Контрольный пост перед Алакуртти. - Куда направляетесь? - В Швецию еду. - Один? - Один. Унесли документы, выдали через несколько минут, можно ехать. Алакуртти. Надо заправится. Потому как дальше есть грунтовка, а на ней на четвёртой не поедешь, то и бензину побольше съешь. Километр или два в сторону по грунтовке к посёлку - заправка. Заправился и обратно. Словоохотливый заправщик раcсказал подробно, когда начинается гравийка и где заканчивается. Капец, думаю. Всю машину растрясу.

Грунтовка. Терпимо. Ага, хуже пошло. Но ничего, еду. Госграница. Забор из колючей проволоки, КСП, более сдержанные пограничники. Снова вопрос - еду ли я один. Да, один.

Таможня. Перед ней за несколько километров - приятное шоссе. Типа подготовка к забугорью. Граница. Замок открыт - въезжаю на территорию таможни.

Немного поспрашивали, посмотрели и отпустили меня. Еду дальше. Финская таможня. "Пяйвя" и прочее. По фински не бельмеса, только "пяйвя" и знаю. Хотя нет, ещё знаю "эн пуху суомеа" - я не говорю по фински, "миня асун суури талосса" - я живу в большом доме. Вот и все познания из карельского учебника финского языка, что я помню. Ладно, захожу в зал. Ищу бумажечки эти, что заполнять надо. Нет нигде. Вот, думаю, хоть бы стопочкой где положили. Иду к окошку. Так и так мол, вот раньше были такие бланки заполнять, а сейчас не вижу нигде. Дайте один, заполню. Какие такие бланки, спрашивают? Ну не помню, какие такие, такие вот красненькие были (я что, спец по бланкам?). А когда вы их раньше заполняли? Вот, в том году ехал, заполнял, счас думаю, надо же заполнить, всё обсмотрел - нету нигде... Короче, так я долго объяснял, что и как было раньше, пока они мне не сказали, что те вот бланки уже не используются давно. Ну, думаю, кто же знал... Ладно, паспорт показыываю, документы всякие, прохожу паспортный контроль и выхожу на проверку машины. Посмотрели авто, задали пару вопросов, и отпустили с богом.

Еду. Снова знакомая трасса на Рованиеми. Снова еду, снова всё типы-топы... Доехал до Рованиеми, проехал этот город, свернул на Авасааксу, въехал в Швецию. Купил себе старт-пакет Телии на заправке в Оверторнео, и послал смс-ки знакомым шведам, что мол, еду и всё нормально. Попробовал позвонить домой - не берёт чего-то номер. Послал другу смс, слушай, выручи, звякни домой моим, скажи что всё нормально у меня. Андрей выручил, всё сделал как надо, и отрапортовал смс-кой (большое спасибо тебе).

А выехал-то поздно ведь, и тут уже темнеет. С фарами еду. Э, думаю, это я так не доеду никуда. Но добрался-таки до знакомых в деревеньке Гюннарсбюн, отдохнул немного и поеду, думаю дальше, в Харадс, к Томасу и Сюзанне. В том году как-то но дотянул до Томаса, хоть и через силу. Еду. Доехал до г. Буден. Не помню ничего, где там куда поворачивать. Покрутился по ночному городу, кое-как надыбал дорогу, поехал дальше. Но чувствую, что клонит в сон. И не просто там, клонит, а даже совсем плохо. Сильно клонит. Э, думаю, не доеду я до Томаса.... Так и вышло. Пришлось встать на небольшой площадочке у дороги и спать. Не доехал всего-то 20 км. Смешно прямо. Но не мог ехать. Совсем устал. Так и проспал в машине, кое-как укутавшись тем, что под руками было...

А наутро я приехал к Томасу и вообще, хорошо провёл время. Заправился, то да сё, оставил у него в гараже зимнюю шипованную резину, и в обед поехал дальше на север.

Город Йоккмокк (Jokkmokk) - дорога перекопана, знаки направляют в объезд, чуть ли не по каким-то шпалам. Ладно, проехал. А дальше - куда? Знаков не видно. Народу не видно. Пользуясь смекалкой, порулил в центр - обычно какие-то указатели стоят в центре небольших городов. Тут нету. Видно, местные и так знают дорогу, а проезжих немного. Поколесив по городу, приколесил на заправку и спросил у изнывающего от безделья паренька, а куда же мне рулить-то? Объяснил он, помахал рукой в направлении пути и я кое-как выбрался на трассу.

Дальше на пути встретилась какая-то ужасно крутая горка с лихим поворотом. И главное - нету ни одного знака, что счас, милые водители, вам будет совсем фигово, и держитесь-ка вы крепче за баранки. Еду я еду, вдруг лихой поворот и дорога ныряет куда-то вниз и ещё вниз и ладно, думаю, у меня скорость была небольшая, а то бы я посчитал ёлки тут невдалеке. Ага, вынырнул - какая-то дамба началась, большая и длинная. Теперь запомню это место, как обратно поеду - будет дамба, а потом полные кранты начнутся...

Перекусил на остановке (имеются ввиду стоянки "P", но вследствии их поголовного минимализированного размера, они выглядят скорее автобусные остановки у края дороги по нашим меркам), и порулил дальше. Города Елливаре/Мальмбергет (Gallivare/Malmberget). Только думаю, взгляну, чё это за города такие, как указатели меня в сторону и города остались в стороне. Еду дальше. Постепенно продвигаюсь севернее и севернее. Ура-ура - город Кируна.

Город Кируна. Конечная цель пути. Карта города на коленях, пучеглазю на указатели... Пользуясь указателями, я вообще чуть было не миновал этот город, и только здравый смысл (а чего это, а? магазин "OBS!" проехал, мне это надо совсем не сюда...) повернул руль в нужном направлении. Я уже был раньше в Кируне несколько дней и примерно представлял, где находится то учебное заведение, куда я еду, поэтому я довольно-таки быстро отыскал дорогу (попетляв немного) и прирулил-таки. Выудив оставленный мне ключ из почтового ящика, я направился заселяться. Подогнал машинку к общежитию и полчаса таскал коробки и пакеты.

Итого:
пробег составил

от дома до Томаса и Сюзанны - 800 км.
от Томаса и Сюзанны до Кируны - 300 км

всего: 1100 км

На месте. Вопрос - где держать машину? Капиталистический рай требует оплату за парковку. Пока поставил "Оку" около учебного заведения. Потом спросил, что и как... Ага, есть стоянки с подводом электричества. Берёшь этакий провод, подключаешь к себе в разьём машинки и у тебя греется масло в моторе, сиденья.... сел зимой - блаженство. Так как спартанская "Ока" не расчитана на изнеженных пользователей, функции обогрева и подогрева на стоянке у неё напрочь отсутствуют прямо с завода. Поэтому предложенный мне вариант аренды этакой чудо-стоянки я отвёрг, чем привёл ответственную шведку в некоторое замешательство (там у всех машин есть такие функции и провода торчат). А так, вот можно и так стоять, около учебного заведения... и бесплатно совсем. Поэтому я "застолбил" себе местечко невдалеке от общежития, прямо у знака "стоянка", и даже походив вокруг, нашёл себе удобный камешек, который я подкладываю под колёсико. Чтоб на всякий случай. Места все покатые - ещё вроде самое ровное место подобрал для себя...

Раскинув мозгами, подумал, что в принципе, это пижонство тут будет для меня - ездить на машине, и пусть она стоит лучше. Но чтобы мотор не подвёл в нужный момент и ничего там никуда не примёрзло/пристало, и чтобы она завелась потом, надо изредка на ней выезжать. Решил заводить каждые два дня, греть мотор, и немного кататься по улицам города.

Так и делаю. Через день завожу мотор, прогреваю, и немного катаюсь или по городу или по трассе куда-нить недалеко. Очень удобная трасса к Нарвику (Норвегия) - спокойная, качусь туда километров 7-9, обратно, да по городу немного. Расход бензина держится в норме.

я с машиной -ОКА- у учебного заведения в Кируне

Конечно, я не могу на сайте подробно излагать каждый день или неделю пребывания в Кируне и использования "Оки" в Швеции, поэтому ограничусь более кратким изложением.

Каникулы были регулярны и каждый раз я ездил домой в Апатиты на "Оке". Через Томаса и Сюзанну поездка в один конец составляла 1100 км. Немного позже я "нашёл" более короткий путь через Оверкаликс и сразу на север по трассе Е10. В этом случае я срезал 200 км и дорога составляла 900 км. Правда, возможность отдыха у Томаса или в Будене таким образом исключалась. За период учёбы с осени 2003 до лета 2004 гг. я съездил в Швецию и обратно на "Оке" шесть раз. То есть я двенадцать раз пересёк границу и проехал за один раз от 900 до 1100 км.

Зимой самое трудное - это не уснуть за рулём, а остановившись подремать - проснуться. Смешно звучит, наверное, но когда за бортом -20 градусов, а "Ока" на таком дубаке вымерзает за 10-15 минут, то слова "не спи - замёрзнешь!" приобретают поистине зловещий смысл. На моём пути не было много мест, где можно было бы поспать ночку, да и сам временной характер передвижения не предусматривал какой-то "ночи сна". Рано утром я выезжал из Апатит, в обед был на границе, после обеда, часам к 17 - в Швеции, а ближе к полуночи или позже - уже в Кируне. То есть ночи сна никак не было в плане. Единственное, что организм уставал и требовал покимарить часок-другой когда-нибудь. Потому что всё вокруг было очень однообразным - тёмное небо, тёмная дорога, выхваченные фарами серые леса. И так всё время. Плюс работающая печка. Всё утомляло. Хотелось спать. Зимой это было небезопасно, и мне приходилось брать с собой тёплые вещи и даже (не надо смеха) валенки. Когда приходило время покимарить, то я недолго думая, напяливал на себя свитера и полушубок, менял изящные ботинки на валенки, напяливал на голову тёплую шапку-ушанку, и таким вот макаром совершенно безбоязнено кимарил некоторое время. Потом принимал "человеческий облик" обратно, и ехал дальше. На таможне смеялись - "ха-ха, валенки везёте!", но я-то знал, что эти валенки я везу не просто так, ради забавы, и в минус двадцать-двадцать пять только благодаря им я могу спокойно ехать по безлюдной шведской Лапландии. Осенью и весной я брал с собой спальный мешок, но зимой толку от него было очень немного. Валенки и полушубки, знаете, вышли понадёжнее и потеплее, я вам скажу....

В апреле 2004 года я выбрал солнечный денёк и скатался на "Оке" из Кируны в Норвегию. Это не так далеко, и я решил сделать этакое турне, посмотреть, как живут норвеги. Закупил еды, то да сё, заправил бак да взял канистру в запас (не было у меня норвежских крон, чтобы там покупать бензин, а карточкой VISA не хотел платить - было что-то навроде "неприкосновенного запаса"), поехал.

Северная Швеция в апреле, и Кируна в частности, представляет собой замороженное состояние природы с льдом на озёрах и снегом повсюду. Поэтому шведская часть этой поездки характеризуется так - снег, снег и ещё раз снег.

До Норвегии ехать немало, и я отохнул некоторое время в местечке Абиско (Abisko) - очень живописное место в горном районе Швеции. Национальный парк и вид на самый известный и самый популярный в северной Швеции горный пейзаж - вот особенности этого местечка. Погода была на редкость тёплая и солнечная, так что вся поездка представлялась мне просто отдыхом.

Пересёк границу с Норвегией, местность вокруг ну самая что ни на есть горная - валуны и снег, деревьев практически нет. Чахлые берёзки и всё. Через несколько минут я начал отмечать постепенные, но неотвратимые изменения в природе вокруг - деревьев становится больше, снега меньше... я спускаюсь всё ниже и ниже с горного перевала к побережью...

И вот я уже у самого почти моря. Побережье Норвегии. Когда открылась водная гладь, то я не смог сдержаться и завопил на всю машину - "Это невозможно! Это просто невозможно!" Я конечно знал, что море у Норвегии не замерзает, но увидеть эту незамёрзшую воду сейчас, когда вся зима в Швеции - там снег и лёд, когда даже сегодня утром кругом я видел снег, а тут сейчас, ещё севернее, вдруг открытая вода - это было просто потрясением. Чистое небо, солнце, море, блики солнца на воде, какая-то теплота в воздухе - я просто попал в рай. Так это казалось после замёрзшей Кируны.

Узкая дорога тянется с юга на север. Я поворачиваю направо, на север и еду вдоль просто потрясающего по красоте пейзажа. Это действительно что-то фантастическое. Контраст с северной Швецией так велик, что просто хочется встать у обочины, выйти, и просто стоять и наслаждаться пейзажем. Что я и сделал.

В течение дня я посетил норвежскую деревушку, небольшой норвежский городок, проехал через два туннеля (один длиной 500 метров), организовал пикничёк на обочине, короче - отдохнул так, как давно не отдыхал. Эта поездка была просто сказочно удачной и необычайно красивой!

норвежский фьорд

норвежский фьорд

 

Ранним летом я скатался на поезде на юг страны, посетил Стокгольм и Гётеборг (второй по величине город Швеции), приехал обратно на север, завёл машинку и поехал в Апатиты.

 

плёночная фотография - изображение реальной жизни, фотография без фотошопа

Илья Травин, 2013 г.