Путешествия на "Оке" по Скандинавии : : : : : : : : : : . . . . . . . . . . . . . (Швеция, Норвегия, Финляндия)
главная

Я И "ОКА"

я и "Ока"
на "Оке" по Швеции в первый раз (лето 2002 г.)
"Ока" в Швеции с осени 2003 - до лета 2004


На "Оке" по Швеции в первый раз

Доставка меня, как художника на персональную выставку в Швецию летом 2002 г. намечена была своим ходом, на автомобиле "Ока". Других автомобилей в наличии не было, к тому же расход топлива, надо сказать, по "Оке" самый подходящий, чтобы ездить по загранице. Некоторые глупо полагают, что "Ока" не предназначена для дальних поездок, и предостерегали меня, но это всё оказалось глупости и не более.

Итак... 11 июля 2002 г. я прибыл утром на таможню - на нашу, а впоследствии, и на финскую.

Переехав границу, я полетел в сторону Рованиеми по финской трассе. Надо сказать, что я несколько осознал, почему в фильмах про Россию все в ушанках и снег кругом, а "на западе" - всё нормально. Всё утро на территории РФ лил проливной дождь, асфальтовая дорога тихо кончилась и где-то в 100-150 км до границы началась гравийка, плавно переходящая в худшую и более худшую... Дошло до того, что на второй передаче пилил местами. И дубак был всё утро. На таможню прибыл как из преисподни, всё финнам укапал грязью. ВСЯ машина насквозь покрыта грязью. Бока, стёкла и даже капот...

Только переехал границу - на тебе, в небе ни тучки, жара 30*С. Все машинки кругом чистенькие и опрятные, только я один "русский бортник" мчусь такой вот тут... Чудеса.

Чтобы никакой ерунды не возникло в дороге, я спросил финна на таможне, могу ли я в таком виде ехать, или мне необходимо помыть машину. Он сказал, что я могу и так ехать, но если невтерпёж, то я могу помыть на мойке где-нить. Ладно, думаю, я и так проеду, а если кто скажет "неположено так" - я на этого финна-таможенника всё и свалю. Протёр я фонари бумагой, да и поехал, как лесник. А кругом теплынь, солнышко...

Признаюсь, всё время смотрел на спидометр и боялся, как бы не превысить скорость, потому как штрафы у них там, говорят, немалые. Доехал до города Рованиеми. Каюк, думаю, счас засыплюсь. Такой обширный город и в самый разгар дня. И первый раз еду. Как минимум, заблужусь, худшее - создам пробку и штрафанут. Но ничего страшного не произошло. Проехал город насквозь по прямой дороге, иногда останавливаемый светофорами...

Видел раз на трассе, как финны меняют асфальт. Еду, на ё-моё - пробка. Встал тоже, постепенно продвигаемся. Подъехал, гляжу, стоит посреди дороги финская какая-то дорожная машина, и деваха около неё с каким-то немалым знаком в руке. Горит у неё на этом знаке красный свет, встречные едут, потом бац - зажигается зелёный, мы едем - те стоят. То ли она сама его зажигает, потому как дефилирует туда-сюда около этой дорожной техники и глядит на обе стороны, то ли кто иной, но на той стороне аналогичный регулировщик тоже оказался, правда парень. Курит ещё. И пока я тут ехал от точки А в Б, то увидел, что не так всё просто у финнов с асфальтом. Снимают они верхний слой, потом кладут какую-то сетку железную типа арматуры (не руками кладут, а какой-то меееедленной машиной), и всё это дело укатывают новым асфальтом.

После Рованиеми свернул направо, к финско-шведской границе, к Аавасаксе (фин). На карте выглядел, что там короче ехать. Пока доехал до Швеции - почти стемнело. Все магазины позакрывались (да и покупать-то мне нечего, в принципе). Первый шведский городок Оверторнео. Надо думаю, машинку помыть-таки. Подъехал к заправке. Увидал, что есть мойка ручная (не автомат). Название в переводе звучит очень интригующе: "Сделай это сам". Заезжаешь, кидаешь в щель жетон, и наяриваешь щёткой по кузову, пока вода льётся. Гораздо дешевле, чем на автоматической мойке.

Но не работала мойка. Не смог я помыться. Ладно, еду дальше чумазым. Первая незадача у этого городка - нет знака, куда ехать. По карте есть дорога - в натуре - не понять. Выезжаешь на развилку - только налево и направо. Не указано только, что слева, и что справа. Повернул в одну сторону, проехал немного - нет ни одного указателя, какой город дальше и сколько до него. Сообразил! Не в ту сторону света еду - заходящее солнце не с той стороны, как надо было бы. Вот она, русская смекалка! Повернул на 180*. Проехав в обратную сторону побольше, наткнулся на указатель, понял - верно еду.

По "плану поездки" надо мне было заехать к одним знакомым недалеко от Будена (город-побратим Апатитам), а потом - к другим знакомым остановиться у них на пару дней. Стал кривулять небольшими дорогами, и к 10 вечера доехал до знакомых в деревеньке Гуннарсбюн. Перекусил, и к Томасу и Сюзанне...

Поздно ночью я приехал к ним в деревню Харадс, где и остановился на несколько дней.

Наутро я затарился бензином на местной бензоколонке. Залил я чуть больше 20 литров 95-го (других с меньшим октановым числом нет: 76, 80, 92, 93 - нету по всей Швеции, и всё тут). Подсчитал расход топлива. Вышло по 3,8 литра на 100 км. Шведы были очень удивлены, надо сказать. Сказали, что таких непрожорливых машинок поискать ещё надо, редки они.

Отдохнул несколько дней, заодно познавая искусство проезда "кольцевых развязок" в Будене. В Швеции подъезжающие к "кольцу" уступают движущимся по кругу. У нас, как и в Дании, "круг" уступает подъезжавшим. И то, и другое - неудобно и плохо.

После отдыха я поехал на юг. Встал выбор - ехать ли по крутой дороге Е4 (как многие советовали), или же по дорогам более простым, но позволяющим посмотреть Швецию, а не только зелёную заградительную от диких животных сетку по сторонам дороги. Поэтому я поехал сперва окольными дорогами (50 км по шведской грунтовке - ничего хорошего!), чтобы вырулить на другую, идущую на юг. Шведская грунтовка - такая же ерунда, что и у нас. Прокатана одна колея, кругом гравий или песок или земля, да и вообще - лес впритык, узкая дорога, короче. По ней еду - трясёт и плохо. Встречная появляется - разъезжаемся впритык, считай, ветки почти скребут или свалишься счас в кювет, думаешь. Судя по всему, под грунтовкой местами есть асфальт, но всё завалено гравием и землёй. Олени выбегают из леса и стоят на дороге. Неохота с ними контактировать. Медленно проезжаю мимо. Одним глазом на дорогу, другим - в лес, слежу за возможными оленями или лосями.

Так или иначе, а доехал я до нормального асфальта. Сразу стало хорошо. Надо, думаю, вечером переночевать. Найду-ка я какую-нить завалящую гостиницу дешёвого типа. Но в то время, когда были "нумера", я решал ещё ехать, а когда решил поискать чё-нить - всё уже было забито. Кое-как переночевал в г. Оселе в частной гостинице с названием "Комнаты Софии". Сбил у этой Софии цену ещё. Сколько стоит? - Столько-то. - Дорого. - Дешевле есть только в кемпинге. - Счас поеду туда, наверное... А вот если без завтрака, то на сколько будет дешевле? - Вот на столько. - А если округлить ещё? - Ну ладно, только уж без завтрака...

На следующий день заметил, что машинка всё же опять запылилась - дождь лил и грязь по этой грунтовке налетела - надо помыть. Нашёл "Сделай это сам", купил на заправке жетонов, заехал, поставил машину посередине. Стоит такой аппарат у стены, кидаешь в щель жетон и поворачиваешь рычаг. С потолка свисает кишка с щёткой на конце. Повернёшь рычаг в одно положение - из кишки идёт вода с шампунем, намыливаешь кузов и стекла, повернёшь в другое положение - вода простая, без пены. Удобно, правда, жетонные минуты истекают быстро. Только помыл, проехал с час - опять дождь пошёл. Ну и дела, думаю... зря только валюту потратил...

Из городов по пути на юг особенно запомнился город Малунг. Приехал я в него опять уже поздно вечером, указателей в городе мало, как и куда ехать - почти наугад. Заехал в центр, кривулял по улицам, кругом какие-то шведы в весёлом настроении, всё кричат чего-то друг другу. Впереди меня какие-то на крутой широкой тачке без верха ехали, всё орали на улицу знакомым чего-то, потом тормознули резко и давай, извиняюсь, синхронно (!) блевать на дорогу прямо поверх двери. Во дают, думаю, а ещё про нас говорят...

В целом, как я понял, никакие это не плохие дороги, что не "автомагистрали", а удобство их даже превосходит Е4. Много мест для отдыха, стоянки P находятся через несколько километров буквально. Скорость ограничена 90-110 км/ч повсеместно.

Шведский город Грумс дымит и пахнет очень сильно. Издалека. Наверное, фабрика с чем-нить очень вредным и едким. Я унюхал его "дымок" километров за восемь. Честно признаюсь, подумал сперва, что что-то в машине "сдохло". Каюк, думаю... Посередине Швеции... Оказалось всё гораздо проще - завод! Жалко, что самый "лучший" вид на этот завод и дым в том месте, где и не остановиться - знак висит... И мне пришлось съезжать с трассы, ехать через ж/д пути и вставать ненадолго, чтобы выйти и сфоткать завод... Ау, "зелёные", где же вы?!

Никаких неполадок в "Оке" не выявилось. Расход на пути до города Сэффле составил в среднем 4,2 литра на 100 км.

Отдохнув некоторое время в Сэффле у знакомых, и порисовав немного, я направился на восток, в Кумлу. Автомагистраль Е18 привела меня в Карлстад, 80 км/ч по городу, далее - в Оребро, и по автомагистрали Е20 - в Кумлу.

По магистралям я старался не жать. Ехал 80-85. Странно, но большинство магистралей имело ограничение "90 км/ч". Поэтому рисковать и платить штраф не хотелось. Большинство же шведов, видимо, хорошо знают расположение полицейских фотокамер, и проносились мимо меня. Я перестраивался в правый ряд и ждал.

Ещё одна странность шведских дорог после наших - практическое отсутствие обочины. Немного земли и всё, кювет. Как на магистралях, так и на простых дорогах. Страшновато...

Приехал в Кумлу под проливным дождём. Ужас. Но в "Оке" ничего не закоротилось и всё работало. От Апатит до Кумлы я проехал 2800 км. Эта цифра сразу же привела шведов в изумление. "Такая маленькая машинка и столько проехала!"

Из наших машин за всё время пути я видел три раза "восьмёрку", два раза "пятёрку" и раз "четвёрку". Остальные машины - "иномарки".

В городе Кумла находилось несколько предприятий: и фабрика обуви, и фабрика Эрикссона (обе они уже закрыты), но более всего Кумла известна тем, что там находится самая большая и строгая тюрьма Швеции. И сидят там, не какие-нибудь карманники и угнетатели животных, а самые отпетые: убийцы и иже с ними.

я в Кумле

Около Кумлы и в ней самой за две недели я наездил очень много. Посмотрел всё и побывал везде. Это очень удобно за границей, когда у тебя есть машина. Никого не просишь ничего, залил бензину - и вперёд. Только мобильник с собой, ежели заблудишься - так брякнешь кому-нить, скажешь, чего видишь вокруг, получишь указания по возвращению домой. Кстати, надо сказать, что "Ока" нигде меня не подвела. Ничего в ней "вдруг" не сломалась, и вообще - очень потрясная машина вышла. В Кумле я ездил-ездил, заливал-заливал бензин, главное было - посмотреть всё вокруг. А так как с деньгами мне была оказана помощь от Совета Министров Северных Стран, то я, пользуясь случаем, намотал ого-го по Швеции. И в самой Кумле тоже, потому как на мне и моей машинке оказалась вся нагрузка по транспортировке работ на три выставки за тридевять земель в другие города, по езде вокруг Кумлы и прочее. Короче, "Оке" досталось. Скажу не боясь - эта машина очень крепка и надёжна.

тоже в Кумле, посещаю какую-то выставку

Совету Министров Северных Стран большое спасибо. Правда, все и истратил, на бензин, придорожные забегаловки и мойки "Сделай это сам".

Также есть около Кумлы место на горе, где всякие художественные вещи выставлены - скульптуры да инсталляции всякие. Высоченная гора и дорога туда грунтовая. Завезли меня туда шведы на "Мицубиси", показали какие там искусства... Через пару дней думаю - заеду-ка я туда на "Оке". Захотелось просто. А то говорят, что один швед оставил внизу машину и пешком наяривал вверх - боялся ехать. Дорога, я вам скажу - серпантинная грунтовка с ну очень крутым уклоном. Но я заехал на второй передаче со скоростью 40 км/ч. Вот такие дела. Наверху шведы аж прям глаза выпучили, когда такая машинка на площадку выехала.

И вообще, приятно как-то было в Швеции с русским номером. Все оборачиваются, смотрят, молодые шведки ручками приветственно машут...

Обратно из Кумлы я решил ехать по Е4. По карте ближе, да и проверить эту трассу надо, всё-таки. Но дорога эта мне не очень-то понравилась тем, что иногда она становится какой-то "странной" - одна полоса туда, две навстречу или наоборот. Причём заградительная полоса из ж/б столбиков с железной обвязкой и отсутствие обочины (сразу кювет) как-то невесело воспринимается... К тому же это не лесная дорога, а трасса, где надо и скорость держать.

Город Сундсваль оставил в душе глупое чувство. Знаки направляют весь поток с магистрали в центр города, крутят налево, и ещё налево, и потом снова на перекрёсток, на который выходила трасса (!), но поворот в другую сторону. Почему сразу нельзя было пустить поток направо на этом перекрёстке, а надо гнать прямо, в центр, и там в три полосы со светофорами заворачивать налево и назад к этому же перекрёстку... Глупо, мягко сказать... Спать пришлось за Сундсвалем в снятой за 250 крон избушке. К вечеру все или почти все придорожные гостиницы практически забиты, и поэтому пришлось остановиться около шести вечера. Жалко, можно вроде ехать ещё, не устал, а нельзя - позже мест не найдёшь. Выглядит избушка так себе, а внутри довольно-таки неплохо. Кровати, электрический обогреватель, освещение и пр. Кровати, кстати, две, а плати за всё, хоть ты один, хоть двое - "избушка" сдаётся целиком.

E4 - шведская автомагистраль с севера страны на юг


Наутро опять Е4, одна полоса туда, две навстречу (несколько километров) и наоборот. Устал от такой дороги.

Приехав в северную Швецию, я немного отдохнул около Будена, и - домой, в Апатиты. Общий пробег составил 2800 до Кумлы и 2300 обратно (ехал по более короткой дороге обратно) = 5100 км.

-Ока- у дома Томаса и Сюзанны в Харадсе

А тут Вы можете почитать о том, как я ездил на "Оке" в Швецию, когда учился в этой северной стране: Учёба с осени 2003 - до лета 2004 в Швеции

 

плёночная фотография - изображение реальной жизни, фотография без фотошопа

Илья Травин, 2013 г.